понедельник, 2 июля 2012 г.

О книгах, прочитанных в детстве и оставшихся в памяти...


«Я все больше убеждаюсь, что детские книги, которые доставляют удовольствие только детям, книги плохие. Долгая жизнь у тех книг, которые читают все»
Клайв Стейплз Льюис
Говорят, чтобы лучше вспомнить прошлое, необходимо вернуться в давно забытые места, ощутить знакомый запах или вкус. Я знаю другой способ: моя «машина времени» — это книги. Наверно, поэтому мне нравится покупать своему ребёнку такие, какие были у меня в детстве, точь-в-точь. Сколько тёплых воспоминаний навевают они! Благо, что в интернете есть букинистические сайты… Вообще, в старых книгах есть что-то особенное.
Сейчас сложно сказать, с чего именно началось моё знакомство с миром литературы, но из раннего детства в воспоминаниях остались В.?Сутеев «Кто сказал мяу?», К.?Чуковский «Краденое солнце», «Путаница» и Н.?Носов «Живая шляпа». Скорее всего, как раз-таки эти произведения легли в основу моего своеобразного чувства юмора, исключая, разве что, «Краденое солнце» (это была моя детская страшилка: лес, темнота и дикие звери… туда же можно добавить и рваного крокодила). Ах, да! Позже к этому «юморному» списку добавился М.?Зощенко со своими «Избранными рассказами».
Сижу вот и думаю, почему некоторые произведения остаются в памяти надолго. Как один из вариантов — то, что они писались для какого-то конкретного ребёнка, а не абстрактному понятию «детская аудитория» (Корней Чуковский и Алан Милн — своим сыновьям, Льюис Кэрролл — знакомой девочке Алисе, Памела Трэверс — братишкам и сестрёнкам, Николай Носов начинал с того, что просто рассказывал сказки своему сыну и его друзьям). В общем, чтобы успешно писать «в толпу», надо в уме держать какого-то одного адресата (ну, или нескольких) и стараться с душой, чтобы эта самая душа в итоге не улетучилась из написанных строк; не ради коммерческого интереса, так сказать… Писать для детей куда сложнее, чем для взрослых!
О, а иллюстрации И.?Семёнова, В.?Сутеева, В.?Чижикова — это такая ностальгия! Ради только их одних стоило купить книгу. Вот у кого стоит учиться современным иллюстраторам!
Потом в моей жизни появился свой любимый «девчачий» список: Ш.?Перро, Андерсен, братья Гримм, Элинор Фарджон со сборником «Седьмая принцесса» (особенно запомнилась сказка «Листвия»; в других переводах она звучит как «Дубравия» или «Западный лес»), Льюис Кэрролл «Приключения Алисы в стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье», Памела Трэверс — о Мэри Поппинс. Особняком от этого розово-плюшево-волшебного списка держался разве что Эдгар Райс Берроуз со своим Тарзаном, книги о котором были «проглочены» мной в считанные дни. Немного позже мне стал интересен Марк Твен и Виктор Астафьев. По прошествии многих лет, анализируя, чем их произведения запали в моё сознание, понимаю главное: что нет абсолютно плохих или абсолютно хороших людей. Детские книги вселяют в нас надежду на то, что добро обязательно победит!
Неизменным атрибутом моего детства были также пластинки со сказками и журналы «Весёлые картинки» и «Трамвай». Как это ни странно прозвучит, но с них началось моё знакомство с Библией. В середине журнала находились странички, которые надо было вырезать и сшить из них мини-книжечку. До сих пор помню, как делала книжку о Вавилонском столпотворении!
Но самой главной книгой в моей жизни остаётся всё-таки Библия! Спасибо моим родителям за то, что они однажды очень серьёзно подошли к вопросу выбора детской Библии (она называлась «Иди и смотри. Библия для детей»). Именно её внушительный объём и то, что составители не попытались отвязаться от детей каким-то коротким изложением библейской истории, не вводили своими иллюстрациями в религиозную скуку, а отнеслись к детям по-взрослому, и вызвало во мне навсегда уважение к этой Книге. Кроме того, она оказалась ещё и очень информативной: в неё постарались по-максимуму вместить всё то, что доступно пониманию детей (даже кое-что из пророков, посланий Павла и Откровения Иоанна). Может, со стороны это выглядит как реклама… Но этим я хочу сказать лишь то, что не стоит выбирать такую важную в жизни книгу только лишь по обложке и шрифту.
Чем хочу закончить… Очень трудно научить современного ребёнка любить читать. Если он никогда или достаточно редко видит своих близких с книгой, то это практически невозможно, и требовать от него что-то прочесть — полный абсурд! Сегодняшний человек просто запутался в бесконечном потоке информации; научитесь выбирать главное. Важно ещё, ЧТО читать, а не просто читать (лучше качество, а не количество). Хорошая литература просветляет!
Писание всегда особенное значение придавало словам, потому что «в начале было Слово…». И каждое слово, будь то печатное или устное, даст рано или поздно свои всходы. Поэтому будьте мудры в том, что сеять в себя и своих детей!
Наталья Денисова

Комментариев нет: